С начала нынешнего года любые требования, решения, действия или бездействие налоговиков компания может обжаловать в УФНС России. Лишь после этого руководство учреждения может подать иск в суд. Раньше досудебное обжалование действовало лишь относительно решений по проверкам. Во всех остальных случаях можно было подавать соответствующее заявление сразу в суд.
Вам может показаться, что теперь добиться правды станет еще сложнее. Естественно, в этом есть рациональное зерно: потребуется больше времени, ведь появилась еще одна дополнительная инстанция между плательщиком налогов и судом. Но вместе с этим новый порядок имеет ряд преимуществ. Во-первых, в процессе обжалования тех или иных решений в УФНС РФ не нужно выплачивать госпошлину. Во-вторых, до судебного разбирательства ссоры будут доходить лишь в самых крайних случаях. Если по возникнувшему проблемному вопросу есть утвержденная судебная практика и положительные разъяснения Минфина или ФНС России, то скорей всего, налоговое управление встанет на вашу сторону.
Главные изменения в налоговом обжаловании:
1. Обжалование в УФНС
Любые требования, решения, вынесенные налоговиками, можно обжаловать в судебном порядке, обратившись сначала в УФНС. До этого обязательный порядок обжалования распространялся исключительно на решения, связанные с проверками.
2. Обжалование в судебном порядке
Судьи могут не рассматривать аргументы компании, если их нет в жалобе, поданной в УФНС. Это решение было принято Пленумом ВАС РФ. Поэтому, рекомендуем подробно перечислять в своей жалобе все доказательства.
Изменился и сам порядок обжалования.Если учреждение не согласно с доначислениями по выездной или камеральной проверке, перед началом судебного разбирательства следует обратиться в УФНС. Компания может подать как апелляцию, так и обычную жалобу. Лучше всего, конечно, подготовить апелляцию (не позднее чем через месяц после вынесения решения налоговиками).
Пока сотрудники управления будут рассматривать вашу апелляционную жалобу, решение по проверке еще не вступит в силу. Поэтому, налоговики не смогут взыскать доначисления с вашего расчетного счета.
Будьте внимательны!
Если вы не обжалуете решение инспекции на протяжении месяца, вы еще успеете подать в УФНС обычную жалобу (в течение года со дня принятия решения). Однако инспекторы в таком случае смогут взыскать доначисления в порядке закона.
Если вы захотите оспорить решения инспекторов, которые не связанны с проверками, используйте правила, аналогичные обычной жалобе (то есть, в УФНС можнообратиться на протяжении года).
Как правильно оформить жалобу
Раньше в налоговое управление представляли сокращенный текст жалобы, главным было – успеть в срок обжалования апелляции. Однако подобный формальный подход к содержанию жалобы неблагоприятно отразится на учреждении в суде.
Например, компания не представит в УФНС те или иные документы, не заявит обоснованные доводы, однако будет на них ссылаться в судебном разбирательстве. Возможно, суд их не примет к рассмотрению, а если и примет, то обяжет компанию оплатить все судебные расходы даже при вынесении положительного для учреждения решения (согласно постановлению Пленума ВАС РФ № 57от 30 июля 2013 г.).
Будьте внимательны! Если в жалобе прописано, что компания будет оспаривать лишь часть решения, то и в судебном разбирательстве можно будет обжаловать исключительно заявленную часть.
В жалобе необходимо приводить подробные доказательства: полное название, адрес компании; наименование инспекции. Затем идет дата и порядковый номер вынесенного в результате проверки решения (или реквизиты обжалуемого документа). Также следует указывать вид ревизии – выездная или камеральная. Для камеральной ревизии обязательно зафиксируйте, какую декларацию и за какой период проверяли налоговики, а также приведите размер пеней, доначислений налога и штрафа.
Следующий пункт – доводы компании. При составлении списка доводов в свою пользу, используйте информацию полезных Интернет-ресурсов, где можно найти выводы по самым спорным налоговым ситуациям.
В заключительной части жалобы следует описать требования компании: отмена незаконного акта налоговиков частично или полностью.
К жалобе приложите первичные и прочие документы, которые станут дополнительным подтверждением доводов компании. Если жалоба подписана не руководителем, а другим сотрудником, необходимо предоставить доверенность.
Жалобу с соответствующими приложениями необходимо подавать в свою инспекцию, а сотрудники налоговой службы передадут их в течение 3-х рабочих дней в УФНС (пункт 1 статьи 139 НК РФ).
Сайты, которые помогут правильно оформить жалобу в УФНС
1.Одним из самых лучших сервисов является «Решения по жалобам». Он расположен на сайте nаlоg.ru → раздел «Электронные услуги». Сотрудники налоговой службы размещают на этом сайте наиболее важные решения ФНС РФ относительно жалоб. Здесь же можно найти сервис «Узнать о жалобе», благодаря которому вы, не выходя из собственного дома, сможете узнать о ходе рассмотрения своего обращения.
2. Разъяснения ФНС РФ, обязательные для всех инспекторов.Сайт nalog.ru → раздел «Электронные услуги».
3. Ознакомится с информационными письмами, постановлениями, решениями ВАС РФвы сможете на сайте аrbitr.ru. Эти документы обязательно должны учитываться налоговиками.
Решение УФНС, вынесенное по вашей жалобе
Чиновники разбирают любые жалобы без участия компании. Ее представителей приглашают в управление в виде исключения. Если компания, например, решила оспорить решение, вынесенное в результате проверки, итоговое решение должно быть принято чиновниками УФНС России на протяжении месяца (при необходимости можно продлить еще на месяц).
Остальные жалобы чиновники рассматривают оперативнее – на протяжении 15 рабочих дней (его можно также продлить). В результате сотрудники УФНС отменят вынесенное решение инспекторов частично или полностью. Также они могут и не согласиться с доводами компании. В этом случае на протяжении трех месяцев после принятия решения по жалобе, можно повторно обжаловать его в ФНС России. Другой вариант – вы можете сразу обратиться в суд в течение 3-х месяцев после получения невыгодного решения УФНС (пункт 4 статьи 198 АПК РФ).
Стоит отметить, что специалисты управления ФНС не имеют права требовать от компании выплату каких-либо дополнительных сумм (исключение – суммы, изначально прописанные в решении). Однако сотрудники УФНС России могут внести небольшие правки, исправить опечатки и технические ошибки инспекторов (подробную информацию об этом можно найти в статье «В Главбух Клубе разобрались с тем, как отменить решение инспекции, не доводя до суда» // «Главбух».– № 19, 2013).
При обнаружении ошибки ИФНС, работники управления могут настоять на проведении повторной проверки. Тогда они доначислят компании пени, штрафы и налоги уже согласно результатам новой ревизии (пункт 10 статьи 89 НК РФ). Если сумма доначислений несущественная, то вряд ли налоговики будут проводить дополнительную проверку.
Может сложиться и иная ситуация – сотрудники управления ФНС не смогут рассмотреть жалобу в установленный законодательством срок. Однако это не станет помехой для обращения компании в суд (пункт 3 статьи 138 НК РФ).
Итак, главное, что необходимо запомнить:
1. Любые требования, решения, действия или бездействие сотрудников налоговых служб сначала необходимо обжаловать в УФНС, а затем – в судебном порядке.
2. В жалобе указывайте все доводы в пользу вашей компании и прилагайте подтверждающие документы.
Написать комментарий